Вопросы для самопроверки

1. В чем заключается принципиальная разница между трактовками банка как учреждения и как предприятия?

Ответ: Если банк - это учреждение, то банковский сотрудник - чиновник, столоначальник, а клиент - проситель. Это - административный тип отношений между банком и клиентом. Если банк - предприятие, то банковский сотрудник - производитель, продавец, а клиент - покупатель. Это - партнерский тип отношений между банком и клиентом.

2. Какие банки правомерно назвать учреждениями?

Ответ: В прошлом - древние прообразы банков, коммерческие банки в условиях слабой конкуренции, банки в командно-административной системе. В наши дни - центральные банки.

3. Какие банки по своей сущности являются предприятиями?

Ответ: Коммерческие банки в условиях интенсивной конкуренции.

4. Когда в странах с рыночной экономикой для банков началась эпоха интенсивной конкуренции?

Ответ: На рубеже XIXи XXвеков.

5. Правомерно ли считать одинаковой сущность центральных и коммерческих банков?

Ответ: Нет, эти институты имеют разные цели и задачи. Центральный банк - это денежно-кредитное учреждение, находящееся на верхнем уровне двухуровневой банковской системы и выполняющее задачи эмиссионного центра страны, «банка банков», банка правительства, главного расчетного центра страны и органа регулирования экономики. Коммерческий банк - это денежно-кредитное предприятие, находящееся на нижнем уровне двухуровневой банковской системы и занимающееся оказанием на платной (коммерческой) основе банковских услуг физическим и юридическим лицам в условиях рыночной конкуренции с другими коммерческими банками.

6. В чем принципиальное различие между англо-американской и континентальной моделями банковской деятельности?

Ответ: В англо-американской модели банки делятся на коммерческие и инвестиционные, при этом каждый тип банка имеет свою специализацию. В континентальной модели принудительная специализация отсутствует, все банки имеют право осуществлять любые банковские операции.

7. Какая модель банковской деятельности открывает больший простор для развития банковской конкуренции?

Ответ: Континентальная модель.

8. Какая модель банковской деятельности характерна для России?

Ответ: Континентальная модель.

9. Каковы основные особенности исламской модели банковской деятельности?

Ответ: Исламские банки не привлекают депозиты и не выдают кредиты под проценты, а используют партнерские отношения на основе разделения прибылей и убытков от инвестиционных вложений с вкладчиками.

10. Какие трансформационные процессы происходят сегодня в банковской деятельности?

Ответ: Банковская глобализация, формирование международной банковской системы; рост концентрации капитала в банковской сфере; виртуализация банковской деятельности, экспансия небанковских институтов; изменение целевых установок в банковской деятельности, перенос акцента с операций на услуги.

11. Что побуждает коммерческие банки эволюционировать и искать оптимальную модель деятельности?

Ответ: Банковская конкуренция.

12. Каковы основные факторы конкурентоспособности отдельных коммерческих банков?

Ответ: Ресурсы (капитал, привлеченные средства), уровень издержек (влияет на процентные ставки и тарифы), дифференциация продукта (качество, ассортимент, имидж).

13. Каковы конкурентные преимущества и слабости российской банковской системы?

Ответ: Преимущества - большой ресурсный потенциал, адекватное регулирование, восприимчивость к технологиям. Слабости - недостаточно развитая инфраструктура, неизбирательный спрос, вялая конкуренция, недостаточный уровень культуры.

14. Каковы основные пути повышения конкурентоспособности российской банковской системы?

Ответ: Повышение конкурентоспособности банков, развитие банковской инфраструктуры, повышение информированности и экономической грамотности банковских клиентов, усиление внимания коммерческих банков к стратегическому планированию, формирование у банковских сотрудников маркетингового мышления, внедрение унифицированных норм банковской культуры и деловой этики,  стимулирование ускоренного внедрения современных банковских технологий.

14. Как новые информационные технологии влияют на банковскую деятельность?

Ответ: Они изменяют способ взаимодействия банков с клиентами, выводят качество обслуживания на новый уровень, оказывают значительное влияние на свойства банковских услуг.

15. Каковы основные особенности банковских услуг?

Ответ: Неосязаемость, сложность для восприятия, неотделимость от источника, непостоянство качества, несохраняемость, договорной характер, связь с деньгами, протяженность обслуживания во времени, вторичность удовлетворяемых потребностей.

Last modified: Sunday, 26 November 2017, 10:34 am